Сильная женщина + сильный мужчина = …


На протяжении всей истории человечества, в большинстве культур Европы, Азии и Среднего Востока мужчин и женщин разделяла большая пропасть. Их социальный статус, поведенческие роли и даже личностные характеристики различались так сильно, будто мужчины и женщины принадлежали к разным биологическим видам, не имеющим почти ничего общего, но по ошибке объединенным вместе.

Социальный статус женщины почти во всех культурах был значительно ниже, чем статус мужчины, такое деление нередко сохраняется и сейчас. Как само собой разумеющееся считалось, что у женщин слабо развиты умственные способности и нравственность. По словам философа-женоненавистника Шопенгауэра «незрелые, глупые, близорукие, представляющие собой нечто среднее между ребенком и мужчиной». До недавнего времени в большинстве стран Европы, Среднего Востока и Азии, женщины не могли владеть недвижимостью или получать наследство, часто к ним самим относились как к собственности. В некоторых странах они могли быть изъяты в счет долга кредиторами или сборщиками налогов (такова, например, распространенная в Японии общепринятая практика, известная с 7 в н.э.). В «просвещенном обществе» древней Греции, где предположительно возникло понятие демократии, женщины не имели собственного имущества и политических прав, им запрещалось выходить на улицу после наступления темноты. В древнем Риме женщины не имели права участвовать в светских мероприятиях (исключение составляли «спутницы», специально предназначавшиеся для сопровождения мужчины) и могли покидать дом только в сопровождении мужа или другого родственника-мужчины.


В некоторых странах Среднего Востока такое отношение сохранилось до наших дней, и только совсем недавно статус женщины постепенно стал изменяться. Несколько лет назад, Катар и Брахейн позволили женщинам участвовать в голосовании и выдвигать свою кандидатуру на выборах, а кувейтский парламент недавно принял закон, предоставляющий женщинам равные права с мужчинами.

Каким бы ни был официальный статус женщины, утвержденный в законодательстве, обязанности и роли мужчин и женщин в быту обычно резко отличаются. В большинстве культур они практически живут в двух различных мирах: мужчины во внешнем мире работы, культуры и политики, а женщины во внутреннем мире воспитания детей, приготовления пищи, и уборки дома. В некоторых государствах, например, в древних Греции и Риме, в современной Саудовской Аравии женщины фактически заключены в тюрьму внутреннего мира. В то же время мужчины там исключаются из домашней женской сферы (как минимум в определенной мере). До недавнего времени им не разрешалось присутствовать при рождении своих детей, и в воспитании им обычно отводилась второстепенная роль.

Различия между мужчинами и женщинами проявлялись и на уровне мышления. Многие исследования показывают, что у женщин более развита эмпатия, они более заботливы и чаще проявляют жалость, больше нуждаются в построении отношений. Мужчины обычно склонны к систематизации, стремятся к независимости и проявляют меньше эмпатии. В ходе одного исследования, например, удалось выяснить, что женщины лучше понимают человеческие эмоции, просто считывая их по глазам собеседника. Другое исследование показало, что женская дружба основана на взаимопомощи и разделении проблем, в то время как для развития мужской дружбы необходимы общие интересы, спорт или хобби. Мужчины сильнее нуждаются во власти и статусе, чем женщины.


Исследования показали, что мужчины и женщины имеют различные стили общения. Женские разговоры обычно длятся значительно дольше из-за использования большого количества невербальных способов передачи информации: кивков, улыбок, разнообразных жестов. Если женщины не соглашаются с собеседником, то стараются выразить свое мнение косвенно, не используя прямого утверждения, благодаря этому им удается избегать конфликтов. С другой стороны, мужчины склонны к большей прямоте и самонадеянности. Они используют в речи больше императивов и склонны чаще вступать в дискуссии. Психолог Симон Барон-Кохен объясняет это тем, что «мужчины тратят больше времени, используя речь для демонстрации своих знаний, способностей и статуса».

Мужчины и женщины в первобытном обществе

Как бы там ни было, у большинства коренных народов Америки, Австралии, Африки, Океании и других районов, социальные роли мужчин и женщин почти не различаются. В этих культурах статус женщины был почти равен мужскому. В доколониальной Америке, например, были широко распространены матрилинейные и матрилокальные общества (такие, где наследство передавалось по женской линии, и жених переходил жить в дом невесты после бракосочетания). Власть в таких культурах принадлежала женщинам: они самостоятельно выбирали нового вождя, например; именно они подписывали соглашение между группами индейцев и первыми европейцами, поскольку подпись мужчины не имела силы. Кроме того, коренные американки могли разорвать брак в любое время. В культуре Пуэбло, например, женщина могла объявить о разводе со своим мужем просто выставив его вещи за дверь, после чего он должен был вернуться в дом своей матери. В доколониальной Африке женщины часто становились вождями и участвовали в законодательных собраниях. На Таити женщины также могли становиться вождями, участвовать в спортивных состязаниях наравне с мужчинами, и пользоваться значительной сексуальной свободой.

В таких культурах социальные роли мужчин и женщин отличались значительной гибкостью и могли быть взаимозаменяемы. Мужчины и женщины племени Медных эскимосов в Северной Канаде, например, часто менялись обязанностями: женщины могли отправиться на охоту, а мужчины остаться сидеть с детьми и готовить еду. В доколониальной Африке не существовало понятия женского домохозяйства, женщины проявляли значительную активность в экономических сферах. Как свидетельствуют историки, Лампхер и Фолола, «в важных сферах экономики преобладали женщины, они контролировали многие аспекты земледелия, торговлю, промышленность и ремесла». Антропологи также обнаружили, что таитяне не имели гендерных схем, то есть определенных предписанных ролей для женщин и мужчин, а следовательно, мужчины часто занимались домашним хозяйством и воспитанием детей.

В таких культурах различия между женской и мужской психологией почти не заметны. Антрополог Роберт Леви, например, обнаружил, что мужчины на о. Таити были не более агрессивны, чем женщины, а женщины не отличались от мужчин большей мягкостью или женственностью. В целом мужчины туземных культур оказывались более женственными в нашем понимании данного слова. Они, несомненно, имели больше способностей к эмпатии, и не обладали типично мужской тягой к статусу и власти.

Проявления половой принадлежности в первобытном мире

Существуют основания предполагать, что в доисторические времена мужчины и женщины были значительно ближе друг к другу. Насколько мы можем судить, в доисторические времена статус женщины был так же высок, как и статус мужчины. Художественные работы, остатки захоронений и культурные традиции народов периодов Палеолита и раннего Неолита (Каменный век и ранний Новый Каменный век) не дают оснований говорить о существовании мужского доминирования.

В то время женское тело было предметом поклонения. Изображения женщин были практически основной формой декоративного искусства в доисторическое время. Археологи обнаружили десятки тысяч женских фигурок (статуэток) с большой грудью и широкими бедрами на территории Европы, Среднего Востока и Азии. Также известно много гравюр и резных работ с изображениями влагалища и гробниц в форме матки с небольшим «вагинальным» отверстием-входом. Настолько развитое поклонение женщинам позволило некоторым ученым предположить, что многие доисторические племена имели женщин-богинь (мне кажется более правдоподобной теория о том, что доисторические люди не имели богов, поклоняясь вместо этого всемогущему духу природы, как многие существующие в наше время первобытные общества).

Археолог Мария Гимбутас большую часть жизни посвятила исследованиями и реконструкциям Древне-европейской цивилизации, которая существовала примерно с VII – до III тысячелетия до нашей эры (и позже в некоторых отдаленных регионах, например, на о. Крит). «Древняя Европа», как она называет эту цивилизацию, растянулась от Италии на востоке до Румынии на западе, от Греции на юге до Польши на севере. Население многих городов древней цивилизации достигало нескольких тысяч жителей, искусных в технике, ремеслах и искусстве. Некоторые из их строений достигали нескольких этажей в высоту, в домах было до 5 меблированных комнат, были построены первые в мире дренажные системы и дороги, «древние европейцы» занимались такими ремеслами, как плетение корзин и гончарство, развивали искусство: скульптуру и рисование.

Но как бы высоко ни была развита древнеевропейская культура, более важным представляется ее свобода от патологической агрессии, конфликтов и притеснений, которыми неизменно характеризуются более поздние цивилизации. Некоторые наблюдения позволяют предположить, что эти культуры (а также Чатал Гуюк, подобная первобытная культура в современной Турции) были матриархальны, но есть основания предполагать, что в то время матриархальность и патриархальность не имели никакого значения, поскольку ни один из полов не угнетал другой. Кажется, что это было время полного равноправия полов. Как и многие первобытные культуры, древнеевропейское общество было матрилинейным и матрилокальным, образцы их декоративного искусства часто изображают женщину в роли жрицы или в другой роли, характеризующейся проявлением власти. Кроме того, при проведении раскопок не было обнаружено никаких различий между мужскими и женскими захоронениями с точки зрения их месторасположения или размера.

Такие же равноправные культуры, датируемые тем же периодом, были обнаружены по всему миру. Согласно исследованиям историка и географа Джеймса ДеМео в Северной Африке на протяжении 6-го тысячелетия до н. э. общества были «кооперативные, производственные и мирные по своему характеру, без социальных расслоений или ярко выраженного мужского доминирования». Художественные работы того времени содержат много сцен танцев и музыки, на которых женщины играют активную роль. В Древнем Китае женщины предположительно были главами рода, дети наследовали материнское прозвище (праобраз фамилии). Другой ученый, Браян Гриффит, отмечает, что «древнее слово обозначающее семью состоит из двух символов: женщины и медведя, означающий типичный матрилинейный тотем клана»

Нейтрализация разрыва между полами

Если наше прошлое на самом деле выглядело таким образом, то мы прошли полный круг развития. Мне кажется, одно из наиболее важных культурных изменений, произошедших в последние 300 лет, это «уменьшение» пропасти между полами, т. е. уравнение социального статуса мужчин и женщин, объединение их гендерных ролей и уменьшение различий в их поведении.

Социальный статус женщины стал возрастать к концу 19-го века. В 1789 году руководители Французской революции, предъявили перечень жалоб Генеральным штатам, 33 требования относились к расширению прав женщин. В том же году была утверждена Американская конституция, в которой термины «люди» и «избиратели» использовались чаще чем «мужчины», это повлияло на признание женского равноправия. Под влиянием этих изменений появился первый в мире значительный феминистический трактат. В 1972 в Англии было опубликовано Обоснование прав женщин, составленное Мэри Уолстонкрафт, а через два года в Германии появилась книга Теодора Готлиба фон Гиппель «О повышении социального статуса женщины». В течение нескольких следующих десятилетий женщины получили право владеть имуществом независимо от мужчин, получать собственную зарплату, заседать в суде, работать в медицинской и юридической сферах, получать высшее образование. В 1893 году Новая Зеландия стала первой страной, где женщинам были предоставлены равные права при голосовании, Австралия последовала ее примеру в 1902.

Женщины в Америке и Великобритании вынуждены были терпеть дольше, но они также получили права в 1928 и 1920 годах соответственно. Конечно, даже сейчас женщины не совсем равноправны с мужчинами (мужская зарплата все еще выше, например), но значительный прогресс уже достигнут.

В течение последних десятилетий произошло особенно сильное размывание гендерных различий. Согласно Риану Эйслеру 1960 гг. были периодом, когда «мужчины и женщины обменялись гендерными стереотипами мужского доминирования и женского подчинения». Мужчины становились более женственными как во внешности, так и в поведении. И сейчас в начале 21 века, у нас популярно представление о «новом мужчине», который помогает заботиться о детях и справляться с домашней работой, и о «домохозяине», который с удовольствием занимается хозяйством пока жена строит карьеру. В то же время все большее количество женщин отвергает традиционные гендерные схемы и берет на себя новые «мужские» роли. Мужчины и женщины вступили на территорию друг друга, и теперь трудно разделить их сферы влияния. Мы приблизились к взаимозаменяемости гендерных ролей, как это было в первобытных культурах.

И в определенной степени эти изменения ролей сопровождаются изменениями в характере. Сильное различие между женской и мужской психикой постепенно исчезает. «Новый мужчина» более женственен, более чувствителен и эмпатичен, но менее агрессивен и напорист.

Вы можете возразить, что эти изменения являются всего лишь результатом социального и культурного развития. Распространение контрацепции и технический прогресс, создавший стиральные машины, пылесосы и другие приспособления для облегчения ручного труда, позволили женщинам освободиться от домашних обязанностей и вступить на исторически мужские территории. Я верю, что такие изменения – знак чего-то более значительного, чем развитие науки. Они часть глобальных изменений, которые происходят на протяжении последних 300 лет, в форме общественного движения за свободу и самоощущение личности. Один из признаков этого – способность к сопереживанию людям и другим созданиям, которые, повторюсь, в течение второй половины 18 века привели к возникновению движений по защите животных, по борьбе с рабством, способствовали более гуманному отношению к инвалидам и бездомным, упразднению жестоких форм наказания, таких как клеймение и публичная порка. Другим символом стало новое определение прав личности и упразднение несправедливых привилегий, которые в XIX веке привели к возникновению социализма и распространению демократии. Ближе к нашему времени возникла новая степень гласности, по отношению к человеческому телу и сексуальности, развилось почтительное отношение к природе, и произошел значительный всплеск интереса к духовности и саморазвитию.

По моему мнению, все это позволяет предположить, что старое сильное человеческое эго (в основном мужское) медленно преодолевается, что стена обособленности, которая разделяла человеческих личностей (и от других существ, от окружающей природы, и даже от собственного тела) начала рушиться. Изменилась общественная психология, поэтому я верю, что эволюционное движение, происходит как реакция на современные трудности. В конце концов, основная ответственность за эти проблемы лежит на чрезмерно развитом мужском эго, и если только мы не начнем контролировать его проявления в паталогическом поведении, человечество наверняка самоуничтожится как биологический вид.

Самое важное в этом – феминизация мужчин. Мужское эго, которое служило причиной войн, конфликтов и социального гнета на протяжении всей истории, начало смягчаться. Мужская психика стала приближаться к женской, через тысячелетия разобщенности, мужчины и женщины начали объединяться. И это естественно, поскольку духовное развитие, как отдельных личностей, так и вида в целом – это движение к стиранию границ. В процессе духовного роста мы преодолеваем национальные, расовые и гендерные различия. Вместо того, чтобы быть заключенным в собственном мире желаний и страхов, наше чувство индивидуальности простирается на других людей, животных и всю вселенную. Внешние различия физического строения позволяют лучше увидеть внутренние сходства. В глубине нашей сущности, нет никакой индивидуальности. Мы не женщины, не мужчины, не люди и не животные, мы духи.

Статья переведена специально для журнала Liaa.ru

Оригинал текста взят с сайта http://www.stevenmtaylor.com/essays/merging-male-female/

Читайте также:

ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА РАЗНЫЕ

МУЖЧИНЫ НЕНАВИДЯТ СЛАБЫХ ЖЕНЩИН

ЗАЧЕМ МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ ОТНОШЕНИЯ?

Комментарии

Читайте также:

РЕЙТИНГИ LiAA:

ЛУЧШЕЕ НА LiAA:

Любовь вокруг нас
Любовь вокруг нас

Любовь обитает в каждой частичке нашего мира, озаряя своим сиянием все вокруг. Она наполняет жизнь человека смыслом и надеждой, давая понять ему, что все в наших руках.

​Тайны и секреты комнатных растений
​Тайны и секреты комнатных растений

Загадочная и неожиданная магия комнатных любимцев. Как выбрать подходящее растение.Какое влияние цветы оказывают на атмосферу в доме. Почему цветы не приживаются.

LiAA РЕКОМЕНДУЕТ:

Про сильных мужчин для сильных женщин

«Куда подевались сильные мужчины?» - этот вопрос задают именно сильные женщины – то есть умные, состоявшиеся, самостоятельные во всех смыслах. Ну, или стремящиеся к этому.